Марина Цветаева.

Марина Цветаева.

«Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех…»

Она чувствовала так глубоко, так страстно, и на таких вибрациях, что язык был ей тесен. Её судьба была предрешена с рождения: в шесть лет она начала писать стихи на трех языках. Их оказалось мало. Точнее они оказались ей тесны. Ей потребовался свой собственный.

«Как много в жизни такого, чего нельзя выразить словами. Слишком мало на Земле слов… »
«Безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств.»

Она — еще один пример того, что дух наш, воплощаясь, надевает смирительную рубашку. И кто смирился – живет спокойно. Ей не удалось, а скорее, не захотелось. Она пыталась прорваться.
И даже интеллектуал Бунин, вот уж кому хватало слов в языке – тому хватало. Кто как не он должен был понять «сестру во творчестве»? Говорил о ней: «Марина Цветаева, с ее непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах».

Впрочем, таков уж, видимо, междусобойчик любой творческой элиты: «Нет пророков в своем Отечестве!» Нет! Вы можете представить себе, что говорит Цветаева о нашем, о любимом, о Душе Русского народа о Сергее Есенине:

«У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия — трагедия пустоты. К 30-ти годам он внутренно кончился. У него была только молодость».

Что тогда говорить о литературных критиках?
Ее первый российский сборник, составленный ей в 1940 году, был отклонен критиком Корнелием Зелинским.

«…Истинная трагедия Марины Цветаевой заключается в том, что, обладая даром стихосложения, она в то же время не имеет что сказать людям. Поэзия Марины Цветаевой потому и негуманистична и лишена подлинно человеческого содержания. И потому ей приходится, утоляя видимо стихотворческую потребность, громоздить сложные, зашифрованные стихотворные конструкции, внутри которых — пустота, бессодержательность».

Вы несогласны? Тогда попробуйте и вы сказать что-нибудь другое на это:

Жалко мне твоей упор —
ствующей ладони: в лоск
Волосы, — вот-вот уж через
Край глаза… Загнана внутрь
Мысль навязчивая: утр
Наваждение — под череп!

Или, на это, из стихотворения «Земные приметы», вызвавшее особое негодование критика:

Мой неженка! Сединой отцов:
— Сей беженки не бери под кров!
Да здравствует левогрудый ков
Немудрствующих концов!

«Бойтесь понятий, облекающихся в слова, радуйтесь словам, обнажающим понятия». Поясняла она.

Язык в простоте она просто презирала:

«Язык простонародья как маятник между «жрать» и «срать»».

Ее мнение о себе:
«Мне моё поколенье — по колено».

Значит, знала, что пишет. Мало того, что знала, не просто надеялась быть понятой, она была уверена в признании!

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Но, когда случалось ей опуститься до людского, её стихи, избавляясь от рифмы нелепой и невразумительной, вспыхивали совершенно неимоверной красотой и чистотой.

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Или это — бабье, страшное, как нож в сердце, когда наступала расплата за свободу:

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
…………………………………………
Вот мы с Вами и подошли к анализу её Гороскопа, к тому непреложному факту, что каждый человек живет по своему гороскопу, с ним случается только то, что предписано ему судьбой, а любой творец говорит и пишет лишь Знаки своей собственной судьбы.

Опять – Весы и вновь — трагедия партнерства. Как у Ивана Бунина. Но, если, недавно рассмотренный нами гороскоп Ивана Бунина – это Дон Жуан в партнерстве, в случае с Мариной Цветаевой – это Казанова! А это — «Две самые большие разницы» — скажу вам как в Одессе! Увидев это в гороскопе, я меньше всего ожидал встретить это признание у нее:

«Казанове дано прожить свою жизнь, нам — пережить её».

20% — пятая часть из отпущенных космосом энергий, талантов и страданий – «ниже талии»: Скорпион — Знак секса, страсти и смерти. Собственно партнерство — Весы только на втором месте: 16%.

Чего только и кого только не было в ее бурной жизни. Не нам судить. Но, подобно тому, как в поэзии Цветаевой недостаточно было языка, чтобы вместить свои чувства, так в любви было недостаточно мужчин.

В потоке сменявших один другого любовников не раз появлялись и женщины. Хотя и говорила она, что любовь между женщинами это «дикость», а вот «любить только мужчин – очень скучно». Дружба с поэтессой и переводчицей Софьей Парнок, быстро переросли в бурный роман. Именно эту любовь Цветаева назвала «первой катастрофой в жизни»…

«Когда люди, сталкиваясь со мной на час, ужасаются тем размером чувств, которые во мне вызывают, они делают тройную ошибку: не они — не во мне — не размеры. Просто: безмерность, встающая на пути. И они может быть правы в одном только: в чувстве ужаса».

«Ведь я не для жизни. У меня всё — пожар! Я могу вести десять отношений (хороши «отношения»!), сразу и каждого, из глубочайшей глубины, уверять, что он — единственный. А малейшего поворота головы от себя — не терплю».

Бедный Эфрон!

Объясняя, оправдывая свою чувственную невоздержанность, она писала:

«Душу никогда не будут любить так как плоть, в лучшем случае — будут восхвалять. Тысячами душ всегда любима плоть. Кто хоть раз обрек себя на вечную муку во имя одной: души? Да если б кто и захотел — невозможно: идти на вечную муку из любви к душе- уже значит быть ангелом».

«Самое большое (мое) горе в любви — не мочь дать столько, сколько хочу».

И уж, чему не суждено, чего «не дадено»: 5% — чадолюбия (Лев), и 4% — материнства (Рак).

Главное в гороскопе – это диаметры оппозиций Урана и Лилит к Луне в Восьмом. Вот он все определяющий сценарий жизни и смерти. В этих трех фигурах и упомянутый Казанова, и неумеренная страсть, и вызывающая потребность в абсолютной свободе. И собственно характер ее самоубийства тоже тут: «Не говори о веревке, человеку с Тельцом в Доме Смерти». Это уже один из ее любовников — Борис Пастернак, упаковывая ее пожитки, когда она уезжала в Елабугу, пошутил, утягивая узел веревкой: «Прочная! Хоть вешайся». Простить себе не мог.

А вот теперь послушайте её, можно сказать авторскую трактовку этой неистовой оппозиции Урана к Луне:

«Я всегда переводила тело в душу (развоплощала его!), а «физическую» любовь — чтоб её полюбить — возвеличила так, что вдруг от неё ничего не осталось. Погружаясь в неё, её опустошила. Проникая в неё, её вытеснила».

«Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль».
И еще:
«В моих чувствах, как в детских, нет степеней».

Знакомо? Ну, значит и у Вас со Скорпионом «все в порядке», в том смысле, что не на последнем месте в Афетике.

Всю жизнь она делила «на три периода: предчувствие любви, действие любви и воспоминания о любви».
И философия:
«Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что – дыхание, как не ритм души? Итак, чтобы люди друг друга понимали, надо, чтобы они шли или лежали рядом».

Но любовники уходили от нее, не оборачиваясь.
Как Мандельштам, под стон: «Мой милый, что тебе я сделала?», как
Радзевич: «Она меня выдумала».

Так-ить, оно и понятно: такую синастрию не каждому дано выдержать! Разве что Сергею Эфрону. Да и какой был этот брак: ждать возвращений жены от любовников и растить чужих детей?

А в целом — Страшная судьба. Страшная: эмигрантские скитания, возвращение на постылую Родину, где она никому не была нужно, не была никем признана, где ждали ее нищета, бездомье, скитания. Где она сдала детей в приют, в котором одна из дочерей умерла от голода, где расстреляли ее мужа.

Детали.
«Левогрудый Ков» — это Хирон «подсуропил». Так работает Октиль.
Хотите разобраться в партнерских метаниях, тогда беритесь раскручивать клубок рецепций и подчинений: Венера дважды не на месте: от Девы Афродиту мутит. В одиннадцатом Доме не всякий рискнет ссылаться на традиции Венеры, а загулять не промедлит. А Одиннадцатый – Водолейский. А в Водолее – Марс, да еще в Четвертом! Что значит? В данном контексте: Родина – мачеха, квадратом к Луне в Тельце в Доме Смерти протянула веревку. И начало клубочка: Уран в Скорпионе в Первом.

«Бог создал человека только до тальи, — над остальным постарался Дьявол».